Вопрос 1. Каков возраст поступления ребенка в первый класс?
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?
Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования родители (законные представители) в период с 13 июня по 25 августа подают следующие документы:
- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования о приеме в 1 класс;
- медицинскую справку о состоянии здоровья;
- оригинал и копию свидетельства о рождении ребенка.
Для подачи заявления родитель (законный представитель) в наличии должен иметь паспорт.
Вопрос 3. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?
Нет, не обязательно.
Вопрос 4. Как понять, прикреплен ли ребенок к микрорайону школы?
За ГУО "Средняя школа № 9 г. Бреста имени А. Ф. Наганова" закреплены жилые дома:
ул. Воровского – дома №№ 11/2, 22, 19, 13, 16, 18, 19, 20, 20/1, 21, 22, 23, 25, 27, 29 и далее по возрастанию нумерации новостроек;
ул. Гоголя - до ул. Ленина: дома №№ 1, 1/Г, 2, 2/1,3, 4, 7,9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25;
ул. Коммунистическая;
ул. Кооперативная;
ул. Крупской;
ул. Леваневского;
ул. Наганова;
ул. Урицкого;
ул. Фомина: все дома кроме № 14;
ул. В.Хоружей;
ул. Чапаева;
ул. Чкалова;
ул. Энгельса;
пер. 1 Мая - дома №№ 11, 13;
ул. ГОБК - дома №№ 15, 15А, 15Б, 15В, 15Г, 15Д, 61
Вопрос 5. Чем отличается организация обучения детей в первом классе?
Обучение в 1 классе начинается с курса «Введение в школьную жизнь». Основная цель данного курса– помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника», ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни».
«Введение в школьную жизнь» носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. п. Усилия детей сосредоточены на освоении отношений, на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. По форме, по манере общения данный курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Другими словами, педагоги совместно с детьми вырабатывают «правила игры».
В течение этого периода учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности. Кроме учебных занятий по курсу «Введение в школьную жизнь», проводятся учебные занятия по предметам «Физическая культура и здоровье», «Музыка»,
С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.
Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:
- уроки проводятся только в первую смену;
- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
- в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
- продолжительность учебного занятия – 35 минут;
- продолжительность перемен между учебными занятиями - 20 минут;
- домашние задания учащимся 1 класса не задаются в течение всего учебного года.
Вопрос 6. Как оцениваются результаты обучения первоклассников?
Аттестация учащихся 1 класса по всем учебным предметам осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок. Цель безотметочного обучения – создание условий для сохранения психофизического здоровья учащегося, формирования адекватной самооценки.
Учитель самостоятельно определяет форму и способы фиксации учебных достижений учащихся.
Вопрос 7. Где взять учебники?
Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.
Вопрос 8. Какие школьные принадлежности нужны первокласснику?
Примерный список необходимых принадлежностей для учащегося первого класса:
- набор шариковых ручек;
- фломастеры и карандаши;
- ластик;
- точилка;
- обложки для тетрадей и книг;
- пенал;
- линейка;
- краски (акварельные или гуашь);
- альбом для рисования;
- набор кисточек.
Вопрос 9. Нужна ли школьная форма первокласснику?
Понятия «школьная форма» (в значении «одинаковая для всех учащихся») нет. В учреждениях общего среднего образования введен деловой стиль одежды – строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Введение делового стиля одежды предполагает воспитание чувства этикета у подрастающего поколения, умение ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по ее применению.
К комплекту школьной одежды предъявлены определенные требования. Он должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды. Учащиеся, их законные представители совместно с администрацией учреждения и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.
Вопрос 10. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.
Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.
Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.
При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.