Проект "Мой экослед - одна планета"
Анкета
Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя или вычитая баллы, вы получите величину экологического следа.
Учреждение образования/место работы
- Жилье
1.1. Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7
1.2. Большая, просторная квартира +12
1.3. Коттедж на две семьи +23
Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живет в вашей квартире или в вашем доме.
- Использование энергии
2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45
2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2
2.3. Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75
2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды -10
2.5. Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5
2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10
2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10
- Транспорт
3.1. На работу выездите городским транспортом +25
3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3
3.3. Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45
3.4. Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75
3.5. В последний отпуск вы летели самолетом +85
3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10
3.7. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20
- Питание
4.1. В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2
4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14
4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5
4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50
4.5. Вы едите мясо три раза в день +85
4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30
- Использование воды и бумаги
5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2. Вы принимаете ванну один-два раза в неделю +2
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или у знакомых -1
5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5 8 Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5
- Бытовые отходы
6.1. Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе: +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3. выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5
Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.
Подводим итоги:
Разделите полученный результат на 100 и Вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!
Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли.
Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!), средний европеец - 5,7 га (2,8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0,7 га (0,4 планеты). Средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты).
Инфоакция «Экослед – это…»
Экослед - это мера воздействия человека на среду обитания, которая помогает оценить размеры территории, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов.
Потребляя природные ресурсы, продукты, энергию, вещи, пользуясь транспортом и т.д., мы отнимаем от природы определённую площадь, на которой всё это производится. Поскольку речь идет о площади, вполне логично, что величина экоследа измеряется в глобальных гектарах.
Основным источником экологического следа является повседневная жизнь людей. Почти 70% экоследа является результатом потребления домохозяйств.
Воздействие человечества на природу зависит от того, как много воды и энергии мы расходуем, сколько выбрасываем мусора, какую выбираем мебель, одежду, еду.
Таким образом, все потребляемые товары и услуги, а также образующиеся отходы — все это становится частью экологического следа страны и в целом - человечества.
5 экопривычек, которые позволят уменьшить экослед каждого из нас
- reduce - сокращать потребление
- reuse - повторно использовать
- recycle - отдавать на переработку
- refuse - отказываться от излишков
- repair - чинить, а не выкидывать
Советы по разумному потреблению
Используйте бытовую НЕхимию и натуральную косметику.
Большинство товаров масс-маркета содержит дешевые минеральные масла - продукты нефтепереработки, а также ПАВ, аллергенные синтетические консерванты и отдушки. С бытовой химией — та же история. Выбирайте безопасные и эффективные средства, которые не навредят вам и окружающей среде.
Обзаведитесь экосумкой для покупок.
Это самый простой способ уменьшить бездумное потребление пластика. Старайтесь всегда брать ее с собой, дабы не пришлось покупать пакет на кассе в магазине.
Не выбрасывайте еду.
Задумайтесь, как часто выбрасываете излишки или продукты с истекшим сроком годности? Научитесь покупать ровно столько, сколько вам необходимо. В качестве приятного бонуса это еще и экономит средства.
Сортируйте отходы.
Пусть в масштабах страны это только набирает популярность, но ведь можно начать сортировать отходы дома прямо сейчас? Существуют удобные в домашнем использовании контейнеры для мусора с несколькими отсеками, как раз для того, чтобы органические, подлежащие переработке и неперерабатываемые отходы хранить отдельно! Если вы еще в начале пути и такое разделение отходов кажется вам сложным, предлагаем начать с отдельного сбора макулатуры и пластика.
Обзаведитесь многоразовой бутылкой для воды и термокружкой.
Если вы приучите себя брать воду из дома, то вам не придется покупать бутилированную воду, бутылка от которой потом отправится в мусорку. Такая же ситуация и с любителями кофе - попросите бариста заварить напиток в вашу термокружку. Вам точно никто не откажет, а в некоторых кофейнях еще и сделают скидку.
Следите за расходом воды.
Это не только сэкономит ваш бюджет, но и здорово поможет планете! Выключайте кран когда чистите зубы, моете посуду и стирайте только при полной загрузке стиральной машины.
Совершайте только обдуманные покупки.
Это касается не только еды, но и предметов гардероба, косметических средств, милых безделушек, призванных поднять нам настроение. Возьмите в привычку спрашивать себя перед покупкой: так ли вам необходима эта вещь? могу ли я обойтись без нее?
Альтернатива пластиковым пакетам
Если вдруг вы все еще храните под раковиной пакет с пакетами, то пришло время пересмотреть свои привычки. К сожалению, использования пластиковых пакетов наносит вред не только нашей планете, но и непосредственно нашему здоровью. Исследования американских ученых выявили присутствие в организме бисфенола А - химического вещества, используемого при изготовлении пластмассы у 93% населения старше 6 лет.
Мы можем снизить непосредственный контакт с пластиком в первую очередь отказавшись от полиэтиленовых пакетов.
Период разложения одного полиэтиленового пакета, которые мы так привыкли использовать для мусора, может достигать 1000 лет.
Существует и альтернатива - переработанные биоразлагаемые пакеты, период распада такого пакета составляет всего 1-2 года.
Для похода по магазинам можно использовать бумажные сумки или пакеты, но есть и более долговечный вариант - удобные холщовые или хлопковые сумки. Разнообразие принтов позволит выбрать стильный и веселый вариант для каждого.
Почему вопрос снижения экоследа так важен?
Все, что нам необходимо для жизни: техника, продукты, одежда и все товары, которые нас окружают - производятся на нашей планете и все это производство использует ресурсы планеты. Несмотря на то, что площадь нашей планеты огромна, лишь её четверть богата природными ресурсами и может использоваться человеком для своих нужд. Разделив эту площадь, находим, что на каждого жителя приходится около 1.8 га. Но эта же площадь используется и для строительства всей инфраструктуры, в том числе дорог, заводов, а также, хранения мусора и даже нашей жизни.
Уже в конце ХХ века воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции. В среднем экологический след жителя Земли составляет 2,7 га, что превышает допустимый для саморегуляции размер на 30%.
Именно поэтому необходимо уменьшение экоследа человека до пределов, при которых биосфера может компенсировать влияние экономической деятельности и сохранять устойчивость.
Проект «Мой экослед – одна планета!»
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №9 г. Бреста» представляет проект
«Мой экослед – одна планета!»
Руководитель проекта: Литвин Наталья Григорьевна – учитель высшей квалификационной категории, куратор клуба ЮНЕСКО «Шок».
Инициативная группа: Цымбалистая Маргарита, Рудак Варвара, Багдасаров Артур, Карташов Тимофей – учащиеся 11 класса, члены клуба ЮНЕСКО «Шок».
Актуальность: Экологическое направление – одно из главных направлений деятельности клуба ЮНЕСКО «Шок» ГУО «Средняя школа № 9 г. Бреста». На Саммите ООН по устойчивому развитию, прошедшему 25 сентября 2015 года, государства-члены ООН приняли повестку дня в области Устойчивого развития на период до 2030 года, которая включает в себя список из 17 целей, направленных, в том числе на сохранение нашей планеты. Такими целями являются:
Цель 6 - Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех,
Цель 7 - Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех,
Цель 13 - Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями,
Цель 14 - Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития,
Цель 15- Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию.
Ежегодно членами клуба ЮНЕСКО «Шок» проводятся экологические акции и реализуются экологические проекты. В 2021-2022 учебном году был реализован проект «Мой экослед – одна планета!»
Экологический след человека представляет собой площадь биологически продуктивной земной и водной территории, какая требуется для воспроизводства ресурсов, потребляемых людьми, и поглощения образуемых ими отходов. Главный источник экологического следа — повседневная жизнь человека. Около 70% следа является результатом потребления домохозяйств. Тем, в каких объемах люди тратят воду и энергоресурсы, какие продукты и в какой упаковке приобретают, какую покупают одежду, мебель, какое количество отходов выбрасывают, определяется выраженность влияния человечества на планету. Только позитивная модификация поведения и привычек, а не лишь законодательные и запретительные акты, стандартизация, помогут приостановить разрушение среды и прийти к гармоничному взаимодействию с ней.
Понятие «экологический след» было впервые использовано в 1992 году Уильямом Ризом. Этот индикатор еще называют «показателем давления на природу». Он помогает установить, сколько земельных и водных ресурсов используется человеком для производства, потребления и утилизации необходимых для его жизнедеятельности товаров и услуг.
Всё, что нужно нам для жизни: продукты, техника, одежда, — производится на нашей планете. Вроде бы это большая площадь, но лишь примерно четверть ее богата природными ресурсами и может использоваться человечеством для своих нужд. Разделив эту территорию, находим, что на каждого жителя приходится около 1,8 га. На этой земле мы и строим заводы, дороги, растим еду, пасем скот, здесь же отдыхаем и «храним» мусор... Короче, ведем то самое антропогенное воздействие по полной программе. Отсюда ясно, что чем больше мы потребляем — тем больше наш экослед. Уменьшить его значит дать шанс себе и другим людям не увидеть глобального экологического бедствия.
Особенно велико воздействие человека на природу в городах, в том числе таких как Брест.
Цель проекта: пропаганда уменьшения своего экологического следа.
Задачи:
- рассмотреть в чём заключается суть «экологического следа» и биологического потенциала;
- провести анкетирование среди учащихся школы и высчитать «экологический след» в начале учебного года;
- узнать, как можно уменьшить свой «экологический след»;
- участвовать в просветительской деятельности по данной теме;
-развивать экологическую культуру учащихся школы;
-провести повторное анкетирование учащихся с целью определения эффективности проделанной работы.
Объектом исследования является «экологический след», характеристика и перспективы его сокращения.
Предмет исследования: понятие и расчёт «экологического следа».
Сроки реализации проекта:
01.10.2021 – 31.05.2022
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный:
- познакомили учащихся – членов Клуба ЮНЕСКО «Шок» с темой проекта,
- изучили литературы по теме проекта,
- определили цель и задачи проекта,
- составили план реализации проекта.
- Организационный:
- разработали анкету для определения экологического следа (Приложение 1),
- провели анкетирование в 5-11 классах. В анкетировании приняли участие 463 учащихся и учителя ГУО «Средняя школа №9 г. Бреста». К сожалению, выяснилось, что экологический след учащихся и учителей нашей школы составил 2,7 га. То есть нам нужно 1,5 планеты для удовлетворения всех наших нужд.
- провели мероприятия, направленные развитие экологической культуры учащихся и учителей:
- Инфоакция «Экослед – это…» (Приложение 2)
2.Акция «#ЗНАЙСВОИЦЕЛИ»
- Экскурсия в фойе школы «Уменьши свой экологический след!» (Приложение 3, 4)
- Акция «Сдай макулатуру – сбереги дерево»
- Акция «Вторая жизнь металла»
- Акция «Батарейки, сдавайтесь!»
- Акция «Пластиковые крышки собирай отдельно»
8.Акция «Старому текстилю дома не место»
- Мастер-класс «Экосумка своими руками»
- Тренинг «Upcycling»
- Акция «Посади дерево»
- Интеллектуальная игра для старшеклассников «Экологическая история»
- Акция-челледж «В кофейню со своей кружкой»
- Итоговый
- провели повторное анкетирование учащихся и учителей с целью определения эффективности проделанной работы. Выяснили, что наши мероприятия помогли уменьшить экологический след школы с 2,7 до 2,1 гектара.
- создание мотивационного видеоролика (Приложение 5)
Мой экослед – одна планета! Одна планета – одно будущее!